Вопрос юристу

Дорогой друг, все дети рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах. Но до сих пор во многих странах мира они живут в плохих условиях: не могут учиться, вынуждены работать, часто болеют.

В начале 20 века взрослые задумались над тем, как защитить детей. В 1923 году международный Союз Спасения детей подготовил проект Декларации прав ребёнка. Этот документ изменялся, дорабатывался, уточнялся, в итоге 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (ООН) приняла Конвенцию о правах ребёнка.

Сегодня Конвенцию признают 192 страны, в том числе и Республика Беларусь.

Статья 2 Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Статья 7  Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 9 Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Статья 12 Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 17 Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

Статья 19 Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 20 Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком.

Статья 23 Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. 

В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

Статья 32 Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования.

Н.А. Казимиренко

КАЗИМИРЕНКО Н.А.,
юрисконсульт

Дорогой друг, ты, как и каждый гражданин Республики Беларусь, обладаешь не только правами, но и обязанностями, которые определены законом:  

зная свои права, ты можешь добиваться их соблюдения;

зная свои обязанности, ты должен понимать, что от тебя могут потребовать окружающие люди, и в какой степени эти требования законны;

зная, за какие проступки предусмотрена ответственность, ты можешь сопоставить свое поведение с нормами морали и права и сам принять решение, каким оно будет законопослушным или нарушающим закон и влекущим ответственность.

Чем больше ты будешь знать о своих правах и обязанностях, неукоснительно их соблюдать, тем меньше будет вероятность того, что ты попадешь в неприятную ситуацию, связанную с нарушением закона.

Также думаю, что тебе известно, что существуют меры уголовной и административной ответственности в отношении несовершеннолетних.

Административная ответственность применяется за правонарушения, предусмотренные в Кодексе Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ от 21 апреля  2003 г. № 194-З.

Уголовная ответственность применяется за преступления, предусмотренные в Уголовном кодексе Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность  предусмотрена за наиболее опасные преступления. Многие подростки думают, что нарушение закона – это проявление силы и мужества, а за это не может быть ответственности. Это ошибочное мнение. За совершение преступления наступает уголовная ответственность.

Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности.

Согласно части 1 статьи 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом“.

Важно знать! Согласно части 2 статьи 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь: лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за:

Статья 139 Убийство;

Статья 144 Причинение смерти по неосторожности;

Статья 147 Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

Статья 149 Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения;

Статья 166 Изнасилование;

Статья 167 Насильственные действия сексуального характера;

Статья 182 Похищение человека;

Статья 205 Кражу;

Статья 206 Грабеж;

Статья 207 Разбой;

Статья 208 Вымогательство;

Статья 212 Хищение путем использования компьютерной техники;

Статья 214 Угон транспортного средства или маломерного судна;

Статья 218 Умышленные уничтожение либо повреждение имущества;

Статья 291 Захват заложника;

Статья 294 Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ;

Статья 309 Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения;

Статья 327 Хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

Статья 328 Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов;

Статья 339 Хулиганство;

Статья 340 Заведомо ложное сообщение об опасности;

Статья 341 Осквернение сооружений и порчу имущества;

Статья 413 Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи;

Статья 415 Уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

          Если сложится так, что вина подростка доказана и при этом он подлежит привлечению к ответственности в силу возраста, то к нему могут применить один из видов наказаний, которые закреплены в статье статья 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь:

       общественные работы;

       штраф;

       лишение права заниматься определенной деятельностью;

       исправительные работы;

       арест;

       ограничение свободы; лишение свободы.

Дорогой друг, в заключение нашего разговора, мне хочется верить, что ты задумался над ответственностью перед законом, а также получил полезные знания и понял, что для подростка важно знать и соблюдать законы, уважать права и законные интересы других людей, бережно относиться к чужому имуществу и окружающей среде.

Дорогой друг, думаю тебе известно, что в Республике Беларусь с 1 марта 2021 года введены в действие два новых нормативных правовых акта: Кодекс Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“, согласно Закону Республики Беларусь  ”О введении в действие кодексов“ от 6 января 2021 г. № 93-З.

В связи с этим утратили силу Кодекс Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ от 21 апреля 2003 г. и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г.

В Кодексе Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ от 6 января 2021 г. № 91-З введена глава 9, регулирующая ответственность несовершеннолетних.

Поэтому я предлагаю тебе познакомиться с основными положениями главы 9 Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ в части, касающейся ответственности несовершеннолетних.

К сожалению, не каждый подросток осознает тяжелые и трудно исправимые последствия совершаемых им правонарушений. Порой административный проступок может возникнуть из баловства. Согласно статье 2.2. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на:

административные проступки;

значительные административные правонарушения;

грубые административные правонарушения.

Под административным правонарушением согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ следует понимать: ”Противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность“.

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от  14 до 16 лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“, наступает с учётом особенностей, установленных Главой 9 Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“.

Важно знать! Согласно статье 4.2. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“: ”по достижению ко  времени совершения правонарушения возраста 16 лет каждый подросток может быть привлечён к административной ответственности“. Однако есть ряд правонарушений, за которые наступает административная ответственность в возрасте от 14 до 16 лет:

Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания.

Статья 10.2. Оскорбление.

Статья 11.1. Мелкое хищение.

Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества.

Статья 16.29. Жестокое обращение с животными или избавление от животного.

Статья 19.1. Мелкое хулиганство.

Необходимо осознавать, что в соответствии со статьёй 6.1. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ административное взыскание является мерой административной ответственности, налагаемой на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, и (или) на юридическое лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности.

В статье 9.2. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ установлено, что к лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от 14 до 18 лет административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:

в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;

размер налагаемого на него штрафа не может превышать 2 базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, – 4 базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;

лишение права заниматься определённой деятельностью может налагаться на срок не более одного года.

Статья 9.3. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ говорит о том, что подросток, совершивший административное правонарушение, в возрасте от 14 до 18 лет вне зависимости от категории административного правонарушения может быть освобождён от административной ответственности с применением к нему предупреждения.

При освобождении от административной ответственности подростка, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания согласно статьи 9.4. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

разъяснение законодательства; 

возложение обязанности принести извинения потерпевшему;

возложение обязанности загладить причинённый вред;

ограничение досуга.

К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

Следует знать, что статьёй 9.6. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“ установлены сроки, по истечению которых подросток, совершивший административное правонарушение, в возрасте от 14 до 18 лет считается не подвергавшимся административному взысканию:

со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;

по истечении 2 месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;   

по истечении 6 месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;

по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 (данное постановление не было обращено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вступления в законную силу) и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации, если данное постановление не было исполнено в течение 1 года со дня его вступления в законную силу) статьи 14.5. Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь ”Об административных    правонарушениях“;

со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3. Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“:

вступления в силу законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;

смерти лица, в отношении которого вынесено постановление;

отмены постановления;

ликвидации юридического лица либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которых вынесено постановление;

предоставления лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, статуса беженца, дополнительной защиты, убежища или временной защиты в Республике Беларусь;

возникновения предусмотренных законодательными актами обстоятельств, при которых лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, не может быть выдворено за пределы Республики Беларусь;

осуждения лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, к наказанию в виде лишения свободы;

освобождения от административного взыскания по решению Президента Республики Беларусь, Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней;

истечения срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации, взыскания стоимости, указанного в части 3 статьи 14.5. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“.

со дня освобождения от исполнения административного взыскания в случае, если физическое лицо, заболеет после наложения на него административного взыскания психическим расстройством (заболеванием) или иным заболеванием, препятствующим исполнению наложенного взыскания, по ходатайству органа, исполняющего постановление о наложении административного взыскания, может быть освобождено органом, вынесшим указанное постановление, от административного взыскания, или налагаемое взыскание может быть заменено более мягким (статья 8.7. Кодекса Республики Беларусь ”Об административных правонарушениях“).

В конце нашего разговора хочу напомнить тебе, что нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних для того, чтобы не допускать совершения административного правонарушения и уметь защититься от несправедливого обвинения. Надеюсь, ты получил знания по данной теме и теперь понимаешь, что, как любой гражданин Республики Беларусь, имеешь права и обязанности и несёшь ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь  от 26 июля 2021 № 58 (далее – постановление 58), вступившим в силу с 07.08.2021, внесены изменения в Типовые правила внутреннего трудового распорядка (далее – Типовые ПВТР). Глава 7 Типовых ПВТР, содержащая положения об ответственности за нарушение трудовой дисциплины, приводится в соответствие с изменениями в Трудовой кодекс Республики Беларусь, вступившими в силу с 30.06.2021.

  1. Дополнен перечень случаев, когда увольнение может быть применено в качестве меры дисциплинарного взыскания (п. 1 постановления № 58). В Типовых ПВТР в новой редакции закреплены следующие случаи прекращения трудовых отношений (абз. 3, 7, 8 подп. 31-1.2, подп. 31-1.11 п. 31-1):

— отсутствие на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей;

— принуждение работников к участию в забастовке, создание другим работникам препятствий для выполнения их трудовых обязанностей, призыв работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин;

— участие работника в незаконной забастовке, а также иные формы отказа работника от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин;

— нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных.

Соответствующие основания увольнения содержатся в абз. 3, 7, 8 п. 7 ст. 42 и п. 10 ч. 1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь  (п. 4 ч. 1 ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь).

  1. В соответствие с ч. 2 ст. 199 Трудового кодекса Республики Беларусь приведен п. 33 Типовых ПВТР, определяющий порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. С 30.06.2021 нанимателю предоставлено право применять к работнику дисциплинарное взыскание в случае, когда невозможно получить от работника письменное объяснение по поводу совершенного дисциплинарного проступка. В такой ситуации, как и при отказе работника от дачи письменного объяснения, достаточно будет оформить соответствующий акт (в данном случае — об отсутствии возможности получить у работника объяснения) c указанием присутствовавших при этом свидетелей. Данные положения нашли свое отражение в ч. 2 и 3 п. 33 Типовых ПВТР в новой редакции.

Нанимателям необходимо привести свои Правила внутреннего трудового распорядка в соответствие с рассмотренными выше изменениями.

Государственные гарантии и льготы семьям, воспитывающим детей в Республике Беларусь открыть

Пособие для родителей «Права ребенка»

Буклет «Полезная информация для иностранного гражданина»

Буклет «Безопасное трудоустройство за границей»

Information booklet «Working in Belarus»