2020 года на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2020 № 565 ”Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году“ в Витебской области реализуется республиканский экспериментальный проект ”Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования“.
В г. Витебске данный проект реализуется на базе государственного учреждения образования ˮГимназия № 1 г. Витебска имени Ж.И.Алфёрова“.
Ментором проекта является педагог-психолог основного отдела комплексной реабилитации ГУО "Витебский областной социально-педагогический центр" Смирнова Ж.В,
Общей целью проекта выступает создание дружественной и поддерживающей среды в учреждении образования.
Задачи проекта направлены на:
содействие осмыслению проблемы насилия в школьной среде, его последствий;
переход к применению методов воспитания и обучения, базирующихся на уважении достоинства, свободы и прав другого человека;
формирование личностных и социальных навыков дружественного взаимодействия и партнерства в межличностных отношениях.
Внедрение проекта будет способствовать формированию ценностей взаимного уважения участников образовательного процесса.
Данный процесс рассчитан на 5 лет и включает в себя 9 этапов:
1) предварительный, ознакомительный (сентябрь 2020 – ноябрь 2020);
2) ориентационный, введение участников образовательного процесса в экспериментальную ситуацию о проблеме насилия (декабрь 2020 – февраль 2021);
3) подготовка участников экспериментальной команды гимназии (март 2021 – июнь 2021);
4) создание системы противодействия насилию в гимназии (сентябрь 2021 – июнь 2022);
5) создание гимназической системы расширения возможностей дружественной и поддерживающей среды (сентябрь 2022 – июнь 2023);
6) этап мотивирования обучающихся к обращению за помощью (сентябрь 2023 – декабрь 2023);
7) этап создания системы дифференцированной помощи обучающимся (январь 2024 – июнь 2024);
8) этап обеспечения психологической безопасности в учреждениях образования (сентябрь 2024 – июнь 2025);
9) этап разработки методических рекомендаций (январь 2024 – июнь 2025);
Проект реализовывается при непосредственном участии ментора – внештатного участника образовательного процесса, Смирновой Жанны Васильевны, педагога-психолога основного отдела комплексной реабилитации Витебского областного социально-педагогического центра.
За период реализации проекта участниками образовательного процесса освоены основы экспериментально-образовательного взаимодействия, базовые способы экспериментальной работы, сформировано благоприятное общественное мнение по программе экспериментальной работы, создано экспериментальное сообщество.
В настоящее время осуществляется формирование устойчивой системы противодействия буллингу.
Наиболее эффективными и результативными технологиями являются игровые, которые позволяют организовать плавное погружение учащихся, педагогов, родителей в существующие проблемы.
В игре участники учатся управлять собой, своими эмоциями, осваивают различные роли в разнообразных социальных ситуациях, применяют имеющийся жизненный опыт и приобретают новый.
Реализация экспериментального проекта ”Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования“ способствует формированию устойчивой комфортной и безопасной образовательной обстановки для всех участников образовательного процесса.
В Витебской области с 2022 года реализовывается гуманитарный проект ”Предупреждение институционализации и деинституционализация детей раннего возраста и детей с инвалидностью в Витебской области“ (далее – проект), представленный Министерством образования Республики Беларусь совместно с Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в рамках выполнения Плана межведомственных мероприятий по комплексной деинституционализации детей и молодежи на 2020 – 2023 годы, а также Плана сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).
Были подписаны Договоры о сотрудничестве между главным управлением по образованию Витебского областного исполнительного комитета, учреждением здравоохранения ”Витебский областной специализированный дом ребенка“, государственным учреждением ”Территориальный центр социального обслуживания населения Оршанского района“ и Детским Фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) по реализации проекта.
Проект носит межведомственный характер и направлен на предупреждение институционализации и деинституционализацию детей наиболее уязвимых групп: детей раннего возраста и детей с инвалидностью.
Планируемая продолжительность проекта: 2 года.
Целевой группой проекта являются:
- семьи, проживающие в Витебской области и воспитывающие детей раннего возраста и детей с инвалидностью;
- семьи детей, воспитывающихся в учреждении здравоохранения ”Витебский областной специализированный дом ребенка“, государственном учреждении социальной защиты ”Богушевский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития“, государственном учреждении образования ”Детский дом города Витебска“, государственном учреждении образования ”Бегомльская вспомогательная школа-интернат Докшицкого района“;
- биологические и замещающие семьи, воспитывающие детей с инвалидностью;
- специалисты системы образования, здравоохранения, социальной защиты, осуществляющие комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с инвалидностью, в том числе с особенностями психофизического развития;
- специалисты, отвечающие за подбор, подготовку и сопровождение приемных родителей.
В проекте принимают участие 9 районов (районов города Витебска): Витебский, Докшицкий, Лепельский, Оршанский, Полоцкий, Сенненский районы, Железнодорожный, Октябрьский и Первомайский районы г. Витебска и 4 учреждения (учреждение здравоохранения ”Витебский областной специализированный дом ребенка“, государственное учреждение социального обслуживания ”Богушевский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития“, государственное учреждение образования ”Детский дом города Витебска“, государственное учреждение образования ”Бегомльская вспомогательная школа-интернат Докшицкого района“).
Направлениями проекта являются:
- координация работы по профилактике институционализации и деинституционализации детей с инвалидностью и детей раннего возраста в Витебской области (создание и функционирование межведомственной рабочей группы в составе представителей системы образования, здравоохранения, труда и социальной защиты по вопросам деинституционализации в Витебской области; разработка дорожной карты деинституционализации);
- профилактика институционализации детей посредством деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогических центров;
- совершенствование раннего выявления и развитие услуги социального сопровождения семей (социального патроната), воспитывающих детей с особенностями психофизического развития и инвалидностью, детей раннего возраста, используя технологию ведения случая;
- развитие приемных семей и детских домов семейного типа, готовых взять на воспитание детей до 3 лет и детей с инвалидностью;
- деинституционализация детей, воспитывающихся во вспомогательной школе-интернате, доме-интернате для детей с особенностями психофизического развития, а также в доме ребенка;
- обучение специалистов подготовке и сопровождению приемных родителей для воспитания детей раннего возраста и детей с инвалидностью;
- организация социального сопровождения биологических и приемных семей, в которые устроены и возвращены дети с инвалидностью, с использованием технологии ведения случая;
- проведение информационной кампании для продвижения семейных форм устройства детей с инвалидностью и детей раннего возраста.
Предполагаемый результат проекта: разработка и апробация модели профилактики институционализации и деинституционализации детей с инвалидностью и детей раннего возраста.
Проект реализовывается через систему мероприятий по обучению членов межведомственной рабочей группы планированию деятельности по деинституционализации детей раннего возраста и детей с инвалидностью, реализацию тренинговой программы по применению технологии ведения случая в работе с семьями, проведение межведомственных семинаров, оценку потребностей семей, воспитывающих детей c инвалидностью, проживающих на территории 9 районов области, организацию работы с семьями с использованием технологии ведения случая и внедрением программы ”Семья каждому ребенку“.